Российское кино в мировом и отечественном пространстве уже многие годы имеет неоднозначную репутацию. С одной стороны, российское производство кино нередко говорит об посредственной работе актерского состава, неправдоподобном сценарии или малом бюджете работы. С другой стороны – картины именно российского выпуска могут соревноваться и с лихвой одерживать победу в мировом прокате в качестве ярчайших социальных кинолент.
Такие работы трогают до глубины души и оставляют незабываемое впечатление, повествуя о несчастных судьбах в самых разных жизненных обстоятельствах. Нередко последние кричат зрителям о той стороне монеты, которую не принято обсуждать обыденно: это вопросы и насилия, и пристрастия к вредным привычкам, и явных стереотипных заблуждениях, и низкого социального уровня российских глубин. Подобные фильмы ставят зрителей в ступор своим откровением и подходом к повествованию событий.
«Похороните меня за плинтусом» (2009 год, режиссер Сергей Снежкин)
«Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом…, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище». Трогательная история о совсем юном мальчике, до которого мало кому есть дело. От воспитания Саши Савельева, главного героя киноленты, биологическая мама отказывается в сторону построения личного счастья. Мальчик с самого детства остается на попечении своей бабушки, любовь которой от чрезмерной заботы медленно, но уверенно тянется к тирании и абсолютной агрессии. Женщина убеждена, что Саша болен самыми разнообразными заболеваниями, причиной которых служит распутное поведение матери. Из-за чего бабушка ежедневно оказывает психологическое давление на мальчика, а несколько позже – физическое. Примечательно, что сюжет картины вовсе не вымысел: фильм снят по одноименной повести, которую написал Павел Санаев о своем детском этапе жизни. Мрачная и местами трагичная история о реалиях советской жизни.
«Левиафан» (2014 год, режиссер Андрей Звягинцев)
Социальная драма «Левиафан» с оглушительным выстрелом завоевала приз Каннского фестиваля в качестве киноленты с лучшим сценарием. История крутится вокруг обычного, среднестатистического россиянина, который не имеет связей в государственной палате или внушительных финансов, но хочет жизнь счастливо вместе со своей семьей. Конфликт возникает с появлением новой местной высоко коррумпированной власти, которая ради достижения собственных благ не гнушается использовать наиболее подлые методы. Главные герой автослесарь Николай, живет вместе с семьей в скромном доме на берегу моря, который понадобился нынешнему мэру. Картина об утверждении собственных прав и свобод, о появлении голоса и силы, о борьбе за справедливость и ответственном выборе обладателя государственной власти.
«Нелюбовь» (2017 год, режиссер Андрей Звягинцев)
Еще один шедевр от российского гуру социальных драм Андрея Звягинцева. Главные герои картины привычные всем муж и жена, переживающие тяжелый кризис в личных взаимоотношениях, который уверенно переходит к заключению развода. Все бы ничего, если бы не наличие 12-летнего Алеши, который, как оказалось, мешает построению счастья как отцу, так и матери. Мальчик не вписывается ни в новые отношения бывших супругов, ни в их карьерные высоты и будущие достижения. История о совсем юном, но уже никому не нужном человеке. Вскоре Алеша исчезнет, потому как государство и уж тем более горе-родители не способны обеспечить безопасное существование ребенка.
«Дурак» (2014 год, режиссер Юрий Быков)
В центре этой остросюжетной киноленты простой сантехник Дмитрий из провинциального российского городка, который, приехав на очередной вызов, обращает внимание на ветхость постройки. В доме не делался ремонт с момента его построения. Ситуация столь критична, что фундамент и крыша рассыпаются на глазах. Тогда тот самый «дурак» решается добиться у местных чиновников внимания на сложившуюся проблему, так как в общежитии проживает порядка 800 человек. В данной социальной драме подымаются вопросы халатного отношения властей к собственным обязанностям и абсолютное равнодушие людей к их собственным тяжелым жизненным обстоятельствам.
«Жить» (2012 год, режиссер Василий Сигарев)
Василий Сигарев сумел показать всю боль утраты и тяжелейшую скорбь человека, потерявшего важных и глубоко любимых им членов семьи, поместив его в российские реалии. Фильм поочередно транслирует три истории, никак не связанные между собой помимо безнадежной грусти и одиночества. Здесь потеря искренней любовной привязанности и к партнеру, и к ребенку, и к товарищу – все, чтобы подчеркнуть значимость каждого прожитого мгновения в такой многогранной и уникальной жизни.
А какой фильм из жанра социальной драмы вы можете посоветовать?
Класс коррекции (2014)
Комбинат “Надежда”
Груз 200.