Грузинские мужчины не просто любят танцевать – они это делают феноменально, не зря грузинские танцоры считаются одними из лучших в мире. Балет грузины обожают смотреть, но с большим «скрипом» отдают учиться мальчиков в балетную школу. Это считается, мягко говоря «странным», если юноша-грузин сам хочет посвятить себя балету.
«Ненормальный» ребенок, мечтающий о пуантах, он превратился в «особого» танцора. Про Николая Цискаридзе распускают противоречивые слухи, им восхищаются и выискивают гнусные детали биографии, лезут в его личную жизнь. А он, летавший в облаках в детских местах, парит сейчас над всей грязью, и единственная цель жизни, по его словам: «Даже если будут убивать, двигаться до тех пор, пока не закончится последняя роль».
Официальные данные
- Место и дата рождения – Грузия (бывшая ГССР), Тбилиси, 1973 год, 31 декабря;
- Родители – Максим Николаевич и Ламара Николаевна Цискаридзе;
- Рост и вес – 183 см, около 58 кг;
- Образование – высшее: Московская государственная академия хореографии (бывший МГХИ); Московская государственная юридическая академия;
- Государственные награды – звание Народного артиста РФ; орден Дружбы;
- Семейное положение – холост, детей нет.
Про детство и годы молодости Ники Цискаридзе
Совсем немного «не дотянул» мальчик, будущая звезда российского балета, до новогодних курантов, родился почти в полночь 31 декабря 73-го. Отец Ники, Максим Николаевич (по некоторым сведениям Иосифович), был музыкантом, играл на скрипке. С матерью Николоза (полное имя Ники) он с рождения сына отношений не поддерживал, воспитывали ребенка Ламара Николаевна и бабушка. Потом Никина мама вышла замуж, и к воспитанию мальчика присоединился отчим-армянин.
Ламара Николаевна весь день была на работе в школе (преподавала физику и математику), бабушка умерла, и пригласили няню-украинку. С ней Ника в раннем детстве проводил почти все время, гулял, ходил на выставки, они читали вместе сказки. На балет мальчика тоже водили, но чтобы отдать в балетную студию – ни-ни! По грузинскому менталитету мужчина в белом обтягивающем трико – мягко говоря «неправильно».
«Жизель» – первое, что Ника увидел из балетного репертуара, он тогда понял, что балет его судьба. Малыш уже представлял, как прыгает высоко, отталкиваясь грациозно ногами от сцены. В семье никто даже слушать не хотел о балетной студии – мальчика готовили в педагоги или в переводчики.
Про ноги – отдельная история, они у Ники были длинные и стройные, как у девочки. Его как-то послали за грузинским хлебом в булочную. Он шел домой и нес целую стопку «тонис пури» (по-грузински хлеб): лица не видно, только над хлебом возвышается кипа черных кудрявых волос. Идущая навстречу женщина восхитилась:
«Какие чудесные стройные ножки и красивые волосы! Что за женщина родила эту красавицу?» Ника опустил немного хлеб, и восхищение сменилось ужасом: «Урод какой…»
А ему было наплевать, кем его считают, он хотел танцевать! Какой силой воли надо обладать, чтобы в 11-летнем возрасте самостоятельно пойти в хореографическое училище и записаться на курсы? Дома был скандал – никакого балета, что скажут люди? Педагоги убеждали Ламару Цискаридзе, что ребенок – истинный самородок. Его приняли на первый курс несмотря на то, что он не подходил по возрасту.
Родной город был уже тогда для Цискаридзе тесен, и он в 1987-м едет в Москву (опять самостоятельно) и поступает в Московское хореографическое училище, попадает в класс к Пестову, талантливому балетному педагогу. Через пять лет Ника выпускается из училища лучшим в своем классе и сразу поступает в МГХИ. Еще не получив высшего образования, Николай приходит в Большой театр на пробы, и сразу его замечает Юрий Григорович.
Начало творческой карьеры, первые успехи
Даже очень талантливые новички, придя в Большой, долго могут прозябать на «задворках» кордебалета, но эта история – не про Цискаридзе. Уже в 1992-м он утвержден на роль конферансье в балете «Золотой век». Через год он танцует Дона Хуана в постановке «Любовь за любовь». Потом были три партии в «Щелкунчике», «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте». Сначала в «Щелкунчике» он танцевал французскую куклу, но в 1995-м ему доверили главную роль. Почти сразу предлагают танцевать в «Силифиде» (партия Джемса) и «Паганини» (главная одноименная роль).
В 2001-м в Большой театр приходит Ролан Пети, французский балетмейстер. Пети сразу обращает внимание на молодого танцора и отдает ему главную роль Германа в «Пиковой даме». Успех постановки благодаря Цискаридзе был такой ошеломительный, что Пети предлагает Николаю самому выбрать следующую партию. Это становится Квазимодо, по решению Цискаридзе, в «Соборе парижской богоматери». Ох, не случайно был выбран именно горбун: дома по-прежнему не понимали его выбора и осуждали. «Неправильный урод» хотел всем знакомым-тбилисцам и родственникам доказать: он не урод, а танцор от Бога!
Еще были роли в балетах «Лебединое озеро» (Злой гений), «Сон в летнюю ночь» (Тезей), множество партий в маленьких постановках. В 2000 году Цискаридзе принимают в Союз деятелей театров России. Год спустя его, как яркую и популярную личность, приглашают вести «Взгляд» на Первом канале, но этого не случилось из-за досадного события – Цискаридзе попал в аварию и получил серьезную травму.
Всемирное признание и настоящий успех
После выздоровления начинаются зарубежные гастроли. «Ла Скала», Национальный театр Токио, театр «Елисейские поля» во Франции – везде Цискаридзе своими танцами производил фурор и вызывал бурю восторга. Уже имея диплом о высшем художественном образовании, Николай начинает преподавать в Московской хореографической академии с 2004-го.
Наряду с крупными балетами, он танцует и в одноактных, и каждое выступление – восхищение зрителей и прекрасные отзывы в СМИ. В 2006-м в составе российском труппы едет в США, где открывается проект «Короли танца». Через два года – новое посещение Америки, программа «Звезды XXI века».
В балете мало быть пластичным и музыкальным – надо обладать еще многими другими качествами, чтобы превратиться в «звезду». Цискаридзе как танцор уникален тем, что он владеет всеми техническими тонкостями классического балета, одновременно вкладывая в танец необыкновенную эмоциональность. Плюс – уникальная яркая внешность, идеальные пропорции фигуры. В школе, кстати, учитель биологии ставил мальчика на стул, замерял его части тела и говорил: «Посмотрите, вот идеал, который воспевал Микеланджело!»
Сотрудничество с Пети продолжается: в 2009-м результатом совместного труда Пети и Николая стала постановка «Кармен. Соло». В том же году Борис Эйфман ставит «Падшего ангела», и нетрудно догадаться, кому он отдает первую партию. Цискаридзе уже не оглядывается на Тбилиси, откуда сбежал в Москву. Родители не поняли – не страшно. Семья стесняется вспоминать про «неправильного» родственника – наплевать! Он и имя давно себе поменял, переделал плебейское «Николоз» на русский вариант «Николай».
В 2011-м подходила к концу реконструкция Большого театра, и Цискаридзе высказал открыто то, что стеснялись (или боялись) озвучить многие работники коллектива – внутренний дизайн и отделка сцены не годится! «Убрали старинную лепнину и заменили ее дешевкой из папье-маше – зачем? Театр внутри теперь как турецкая гостиница, даже на пять звезд не тянет», – его слова.
Конфликт с руководством разгорался, и в 2013-м глава Большого Иксанов объявил: контракт с танцором и педагогом Цискаридзе продлен не будет. Узнав об этом, деятели культуры России отправили Путину письмо, в котором требовали снять Иксанова с должности и назначить главой театра Николая Цискаридзе. В страхе за свою должность Иксанов выдал танцору два «строгача»: нарушение трудовой дисциплины.
Не получилось стать руководителем Большого (контракт истек, Николай покидает театр) – не беда! В 2014-м Цискаридзе почти единогласно избирается ректором Академии русского балета имени Вагановой. Он стал первым (и пока единственным) человеком, который стал ректором академии, не окончившим ее. В том же году Николай выпускается из Государственной юридической академии и получает звание магистра.
Цискаридзе – частый гость на ТВ, он участвует как в talk-show, так и в прицельно музыкальных проектах. В «Танцы со звездами» его неоднократно приглашали в жюри, он – постоянный ведущий проекта «Шедевры мирового музыкального театра».
Из-за фантомных болей (последствия аварии и растяжения ноги) Николай с 2013 года не выступает, но он руководит академией и преподает, его все равно считают неугасающей «звездой» российского балета. Он не устает повторять (и он прав!): «Большое театр – это обо мне. Будут писать первую, вторую или третью историю театра, и всегда в ней напишут про Цискаридзе».
Скандалы, связанные с именем Цискаридзе, интересные факты про него
Одновременно с нападками главы Большого театра в 2013-м случилась еще одна беда. Кроме Иксанова, Николай сильно не ладил в тот период с худруком Филиным. В том, что произошло с Филиным (ему плеснули в лицо кислотой), обвиняли и Цискаридзе: якобы Дмитриченко был простым исполнителем, а задумка «кислотной атаки» – дело рук Николая.
Даже под угрозой непродления контракта он стоял на своем и не изменил мнения об ущербности нового вида Большого. И это у него с детства, такое упрямство:
«Передо мной ставили кашу, а я кашу ненавидел. Говорили: не встанешь из-за стола, пока не съешь. Я сидел сутки, уходил голодный, каша оставалась. Эта упертость со мной осталась навсегда».
Шептались, что ректором академии его назначили незаслуженно, якобы на этом настояла супруга одного из совладельцев корпорации «Ростех». Но во-первых, за него проголосовали 227 человек (из 241), а во-вторых, он как-то проговорился, что наоборот, его уговаривали «высшие структуры» согласиться на эту должность.
Он яростный противник проекта новых законов, по которому в школы искусств будут принимать детей без конкурса с 15 лет. «Руки будущему пианисту надо ставить с 5-ти, ноги танцору с 9-ти, и эти ручки, ножки надо выбирать, как крупинки!»
Везде, где Цискаридзе появляется: на ТВ ли, на сцене, в зданиях Академии – знают, что он ненавидит пустые ведра. Он постоянно «гоняет» уборщиц, если видит кого-то с пустым ведром. Цискаридзе даже может подойти и проверить, чтобы в ведре была хотя бы тряпочка – главное, чтобы не пустое.
Он не выносит, когда ради карьеры «лезут в постель». Одну актрису (сейчас довольно известную) он при людях громко «послал» за назойливые приставания. «Высокий» чиновник в шутку спросил его:
«Ну что же ты, Коля, зачем так резко, неужели трудно было хоть разик… кхм…» Николай (снова громко и при людях) ответил: «Талант половым путем не передается».
Что мы знаем о личной жизни танцора, о его хобби
Высокий, красивый, атлетически сложенный, он – мечта многих женщин в роли мужа или хотя бы любовника. Николай признает, что да, случаются «быстрые» романы, но реальных кандидаток в жены пока нет. Когда его спрашивают о планах на создание семьи и на появление детей, он отвечает, что мужчина «созревает» для этого полностью после сорока. Цискаридзе говорит, что в будущем у него, возможно, будет много детей, но сейчас ничто не посмеет отвлечь его от театра.
Слухи, что Цискаридзе «игрок за другую команду» (попросту говоря голубой) ни разу не были подтверждены даже намеком. Поговаривали, что у него был бурный роман с актрисой Натальей Громушкиной. Еще были слухи о близких отношениях с Анастасией Волочковой и партнершей по сцене Ильзой Лиепа. Обе «дивы» не подтвердили, но и не опровергли сплетни.
На серьезные увлечения вне театра у артиста банально нет времени. Он не хвалится спортивными достижениями или экстремальными хобби. Слушаю, как мои коллеги заявляют:
«Хожу по горам, гоняю на коньках, езжу на мотоцикле, и знаю – врут. Ничего такого не делаю и не придумываю».
Но одно хобби у него есть, которое совместное с Ольгой Голодец, вице-премьером российского правительства – они оба коллекционируют кукол. Они встречаются на заседаниях Совета по культуре, и один раз Ольга Юрьевна пообещала танцору сделать подарок на день рождения в виде оригинальной куклы.
«А вы театр ему подарите», – пошутил стоявший тогда рядом Карен Шахназаров. А разве он недостоин этого? Его в академии боятся из-за тяжелого характера и резкой реакции на фальшь, но именно такой тиран-учитель может воспитать подобных ему «звезд».